Skip to content

Пора вспомнить о Будапештском меморандуме

В минувшую пятницу в Пентагоне прошел брифинг министра обороны США Ллойда Остина и Главы Объединенного комитета начальников штабов США генерала Марка Милли.
Как часто бывает журналисты схватили наиболее резкие и эмоциональные оценки ситуации вокруг Украины, но не обратили внимание на такой принципиально важный момент прозвучавший в выступлении Марка Милли перед журналистами: «Украина имеет право быть независимой и они являются независимой страной с 1991 года. Россия в 1994 году подписала Будапештский меморандум с США и Великобританией, который гарантировал территориальную целостность и суверенитет Украины»

Показательно само упоминание Будапештского меморандума. Причем именно как гарантий, а не декларации намерений или заверений на чем всегда делали акцент американские политики и дипломаты. Вряд ли это было ошибкой или оговоркой.

Во-первых, у Марка Милли фундаментальное образование по политологии и международным отношениям в Принстонском и Колумбийском университетах.

Во-вторых, брифинг был совместный и министр обороны не стал поправлять или одергивать главу комитета начальников штабов.

Выходит, таки права была Юлия Тимошенко, когда критиковал минские соглашения, говоря о том, что ловушка для Украины, настаивая на том, чтобы стратегия восстановления территориальной целостности и суверенитета основывалась именно на Будапештском меморандуме. Вокруг последнего у нас успела сформироваться целая мифология. Мол это всего лишь меморандум, в нем нет гарантий и т.д.

Конечно, договор весомее меморандума, однако в международном праве название договорного документа, не играет никакого значения для его юридической силы. Меморандум — это также международно-правовой документ, с этим никто спорить не будет. Дальше смотрите статью 7 Венской конвенции о праве договоров.Действительно американцы настояли, чтобы в английском языке слово гарантия переводилось, как assurance, а не как guaranty. Однако меморандум был составлен на трех языках и все имеют одинаковую юридическую силу. Врусском и в украинском тексте использовали слово «гарантия». Несостоятельны и ссылки на то, что попытка опереться на Будапештский меморандум не встретила бы поддержки стран его подписавших. В 2014 году, Британия в ООН предложила начать срочные консультации именно в формате Будапешта. К сожалению, эта инициатива не нашла развития. Почему политическое руководство Украины упустило эту возможность вопрос другой. Минские соглашения обеспечили завершение активной фазы конфликта на Донбассе, но и загнали страну в ситуацию «ни мира, ни войны», которая за последние годы не привела ни к чему, кроме гибели людей. И нынешняя эскалация, шантаж войной со стороны России это прямое следствие этих договоренностей, в надежде, что Запад продавит их выполнение Киевом. Поэтому именно сейчас тот момент когда стоит вернуться к тому, что предлагала Юлия Тимошенко. Будапештский меморандум 1994 года о гарантиях Украине за отказ от ядерного оружия можно использовать как основание для начала консультаций со сторонами-подписантами, а также создания новой площадки для поддержки Украины. Будапештский меморандум может стать, той точкой опоры, опираясь на которую Украина выйдет из этой минской ловушки и обеспечит вход в новую геополитическую реальность.

Предыдущие новости

No comment yet, add your voice below!


Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы в соц. сетях

ADVERTISMENT

Are You Ready to Explore the Renewed JupiterX with Advanced User Experience?

Больше новостей