У каждого работоспособного предприятия есть то, чем оно гордиться, ценит и бережет. У СПК «Россия» есть два
основных бесценных ресурса, которые многие годы развивают и поддерживают сельхозпредприятие. Один из них – это люди,
те на ком держится вся производительность сельхозпредприятия.
«На людях держится все».
Для председателя сельхозпредприятия «Россия» Устиньи Филипповны Чебатаревой люди, которые работают на земле, которые вкладывают свою душу в этот не легкий труд являются самой главной опорой и поддержкой. Она признает, что без их участия, их желания поднимать и развивать хозяйство, она бы не смогла преодолеть трудности, сделать предприятие одним из самых успешных в районе. Работников СПК «Россия» Устинья Филипповна с любовью и уважением называет «Своими», без капли сомнения, с гордостью говорит, что все они как большая семья. Сейчас в хозяйстве трудится 100 человек, которые обслуживают 1600 Га земли. У каждого работника может быть несколько обязанностей на сельхозпредприятии. Стараются должностями «не разбрасываться», так как понимают, что время не простое, и хозяйство, а тем более люди не выиграют с того, что на предприятии будет работать много людей, а зарплата у них будет минимальная.
«У нас все имеют очень много обязанностей. Хозяйство не такое уж большое, поэтому агроном у нас и учетчик на бригаде, секретарь например, у нас и землеустроитель. Мы совмещаем многие должности, чтобы была возможность людям получать большую зарплату. Зачем набирать много людей и не платить им зарплату. Нам и так говорят что у нас много людей. Но сокращать мы не можем, и не хотим. Куда людям деваться? Чем зарабатывать на жизнь, на семью. Например, в пекарни работает пять человек, в магазине – три человека. Везде нужны люди, везде они ценятся – на тракторной бригаде, на овощеводческой бригаде. Нас называют альтруисты, потому что мы много людей держим и задаром кормим», – полушутя
рассказывает Устинья Филипповна.
Глава СПК «Россия» признается, чтобы не быть «альтруистами», достаточно лишь заняться выращиванием четырех культур, загнать трактора, посеять, убрать, и не нужно содержать столько людей. Но этот подход совершенно противоречит принципам руководства сельхозпредприятия. «Но, а кто, же будет поддерживать село, кто будет поддерживать людей, которые сейчас на пенсии, которые много своих лет отдали сельхозпредприятию. Бросить сейчас все? Каждый знает, что если какая беда в доме, болезнь, то человек предприятие поможет, даст денег на операцию, еще профсоюз поможет. Куда они пойдут? Сельский совет мало чем поможет. И поэтому все надеяться на хозяйство»
Так же СПК «Россия» бережно относиться к своим пайщикам. Если проанализировать сельхозпредприятия сел Килийского района на количество пайщиков, то именно в с. Приморском больше всего сохранены паевые земли в хозяйстве. Люди приняли решение отдать, оставить свои земли в хозяйстве и не жалеют об этом. И это касается не только финансовых обязательств. В СПК «Россия» строго соблюдают севооборот, смотрят за плодородностью земли, так как хозяйство понимает, что отвечает перед людьми за то, что пользуемся их землей. И даже сейчас, в год небывалой засухи, СПК «Россия» просчитывает, ищет возможности рассчитаться перед
своими пайщиками. «Что же касается человеческих паев, то предприятие в прошлом году все выплатило своим пайщикам, и в этом году очень надеемся, что все будет хорошо. Как только свезем зерно на ток, только тогда мы будем знать, что мы можем
дать, что мы можем распределить. Может, немного отдадим зерновыми. Кукуруза у нас на орошении, и зерновые есть на
орошении. На эти орошаемые культуры мы очень надеемся» – делится своими обнадеживающими мыслями Устинья Филипповна.
«В эту профессию приводит жизнь»
Когда Устинья Филипповна говорит «мы» она подразумевает всю свою дружную команду, которая не покладая рук трудится,
чтобы каждый год хозяйство получало хороший урожай, без ущерба для земли. И здесь, свой вклад вносят все работники хозяйства. В хозяйстве отсутствует диктатура правления. Лишь разумный и мудрый подход к работе. Все делают свою работу, советуясь и даже конструктивно споря друг с другом – все для общего блага. Вот, в кабинет к Устинье Филипповне входит молодой парень, просит «выделить» ему людей на «завтра» в поле. Глава сельхозпредприятия просит его остаться поговорить, но он спешит, так как работа в поле не терпит. Нельзя не увидеть, то как Устинье Филипповне приносит удовольствие говорить о своих людях. Она сразу начинает рассказывать, что это Степан Петрович Семенченко, он занимает должность бригадира овощевода, а так же главного семеновода на предприятии. «Очень хороший специалист, во всем разбирается, узнает новое, интересуется. С ним мы не стоим на месте», – хвалится молодым специалистом Устинья Филипповна.

Уже через полчаса мы встретили Степана Петровича в поле за работой вместе с еще одним бесценным работником предприятия, главным агрономом Виталием Дмитриевичем Симиченко. Интересно, что эти двое незаменимых специалистов, от которых, по сути, зависит урожайность полей, в прошлом и не думали связывать свою жизнь с землей. Виталий Дмитриевич Симиченко, главный агроном СПК «Россия», начал свою карьеру еще при колхозе «Россия» – летом, 1991 года, устроился работать слесарем на току. Тогда, только окончив школу, он хотел идти учится, но у военкома были другие планы на юношу. Родителям сказали, что не нужно даже пытаться поступать, все равно их сын пойдет в армию. И было принято решение сначала отслужить, а затем уже заниматься обучением. После армии в 1993 году, в ноябре, снова устроился в колхоз «Россия» в механизированный отряд сварщиком, после чего, тогдашний председатель колхоза отправил Виталия Дмитриевича, учится на механизатора в Килийской ПТУ. После учебы работал в мех отряде трактористом. Во время работы механизатором, заочно закончил Белгород – днестровский техникум. В марте 2000 года стал помощником главного агронома, а через шесть лет, в 2006 году, уже был назначен главным агрономом СПК «Россия». Даже сейчас, когда под его руководством, как главного агронома предприятия, СПК «Россия» уже много лет имеет хорошие результаты урожайности, он считается очень сильным и востребованным специалистом, Виталий Дмитриевич считает, что с него бы получился лучше инженер, чем главный агроном, так как его всю жизнь тянуло к технике.

А вот бригадир овощеводческой бригады и семеновод Степан Петрович Семенченко раньше вообще не считал профессию
агронома востребованной и престижной. Он признается, что никогда не думал становиться агрономом: «Лет десять назад
профессия агронома не была на слуху у молодого поколения, поэтому ее не воспринимали всерьез. Это сейчас профессия агронома входит в топ десять самых престижных профессий Украины. А так, я думаю, в эту сферу целенаправленно с мечтой никто не приходит. Когда начал работать, тогда стало интересно, стал изучать, вникать в ситуацию. Жизнь подводит так,
что не ты выбираешь профессию, а профессия выбирает тебя, и ты остаешься с ней». Он рассказывает, что после школы одновременно поступил в нефтегазовый техникум и в сельскохозяйственный институт. Решил, что высшее образование нужнее в жизни, так и связал себя с профессией агронома.

«Самый большой грех – это отчаянье».
Мы с Устиньей Филипповной объезжаем поля. Проезжая не орошаемые земли, где ячмень, пшеница не смогли вынести
безжалостного удара природы, становится грустно. Когда видишь собственными глазами такую удручающую картину, понимаешь весь масштаб трагедии. Этот год, как и для многих агрохозяйственных предприятий юга Одесской области, очень сложный для СПК «России». Устинья Филипповна с огромным сожалением признает, что за все годы, которые она проработала на предприятии, начиная от гидротехника, такой катастрофической ситуации еще не случалось.
«Бывало, что перемерзал озимый ячмень, но мы всегда пересевали яровым ячменем, который у нас всегда есть в запасе. Яровой ячмень – это наш страховой фонд. Ячмень капризнее, чем озимая пшеница, и он может вымерзнуть весь. Мы всегда выходили с такого положения. Тяжелый год и мысли тяжелые, но так как я человек верующий, а религия говорит, что самый большой грех – это отчаянье. Отчаиваться нельзя. Все сможем пережить. Голод люди переживали, и мы это вытянем».
О каждом поле Устинья Филипповна говорит с переживанием. Рассказывает, что перед тем как ехать на поля, просит водителя
Владимира Викторовича Иванова – незаменимого и безотказного сотрудника, купить таблеток – чтобы сердце не так болело смотреть на погибший урожай.
«Вот 90 Га ярового ячменя. Сейчас после дождика, не знаю, сможет он выколоситься. Может, даст какой- то колосок. Если пойдет еще дождик, то может какую –то тону он дать сможет… Некоторые поля уже передисковыные. А вот поле пшеницы, которое мы тоже будем дисковать. Мы очень надеялись, что зерно окрепнет, выйдет, но как видим ничего не получилось»,– с болью продолжает, рассказывает Устинья Филипповна, проезжая поля с погибшими зерновыми. «Мороз очень влияет на ячмень, когда ячмень идет в рос у него сахара теряются, и он мерзнет. А вот пшеничка она не такая нежная, как ячмень, морозов не боится, но ей нужен дождь. Она боролась, боролась, но не смогла победить засуху. Но дисковать не везде сейчас будем, я не даю команды, потому что нужны деньги и на полив, и на зарплаты, а если осуществлять дополнительные работы это дополнительные затраты. Страшные потери мы несем. Все сгорело. Я говорю Вове (водитель – от ред.), пока дождь не пройдет, не вози меня, не могу видеть этого. Сколько проработала, но за всю жизнь, не видела такого.
За границей уже бы перепахали такие поля, но мы другого воспитания».
Но есть поля, где и у Устиньи Филипповны, и у главного агронома и семеновода, глядя на них, душа радуется. На этих полях колосятся озимые по пояс человеку. Но для того, чтобы это было возможным, приходится влаживать немало труда, средств и ресурсов. Земли СПК «России» делятся на два вида. Есть солонцовая почва, которая не орошается. Она получает влагу природным путем. Получить на этой земле хороший урожай практически не возможно. Устинья Филипповна рассказывает, что в хороший год с этой земли можно получить до четырех тонн с одного Га, а обычно эта земля дает не больше двух, двух с половиной тонн зерна с одного Га. Иное дело орошаемое земля. И вот там где есть орошение хозяйство вкладывается по- полной. Эти земли являются некой
страховкой, от них ожидают большего урожая, который впоследствии поможет предприятию выйти из трудного положения.
Одно из главных условий плодородия этих земель – орошение. Но это и самая затратная на сегодня часть финансовых вложений. И здесь, нужно понимать специфику подачи воды, которая в отличие от килийских оросительных систем, кардинально отличается. Чтобы вода дошла до земель приморского сельхозпредприятия нужно более шести часов. Это притом, что «по дороге» воду не будут откачивать другие землепользователи, и подкачка воды будет осуществляться в обычном режиме. Так или иначе, оплата за подачу и электроэнергию воды начинается для предприятия с момента начала роботы насосов, которые только через шесть часов начнут подавать воду на поля. В этом году Килийское межрайонное управление водного хозяйства значительно подняло тарифы на водопользование. Как объясняет Устинья Филипповна, если раньше 70 % от тарифа составляла плата за электричество, а 30% за водопользования, то сейчас тариф изменился с точностью да наоборот.
КМУВХ за водопользование в этом году берет 60 % от тарифа.
Только за несколько месяцев оросительного сезона расходы сельхозпредприятия уже достигли одного миллиона гривен. Только в месяц предприятию нужно оплатить КМУВХ до полумиллиона гривен. И здесь, работает закон монополиста – если ты один на рынке воды в регионе то, только ты диктуешь правила. С этим не могут спорить сельхозпроизводители. Но еще зимой, когда было совещание с руководством КМУВХ, Устинья Филипповна обратила внимание на то, что обязательно, в срочном порядке нужно прочищать каналы. В связи с тем, что не было осадков, Дунай начал мелеть с весны.

«Конечно такая ситуация наблюдалась, но она была летом. Сейчас уже не хватает воды в каналах, насосы качают
воду, ее не хватает, насосы начинают засасывать ил и останавливаются. Нужно срочно углублять подводящие каналы от Дуная. Но никто не хочет этого видеть. Ведь если будет засушливое лето, каналы вообще обмелеют, и нам тогда несдобровать. Ведь у нас посеяны подсолнечник, кукуруза – это все может пропасть. Мы выращиваем орошаемые культуры за счет интенсивных технологий – подкормки, полива. Мы вкладываем в эти культуры, чтобы потом получить хороший урожай, и если не будет воды, то наш труд пропадет».
«Кубань» -сохраненное наследие.
Еще в начале своего повествования, я говорила о уникальном орошении земель, которое с большими усилиями удалось сохранить СПК «России» в бурные, тревожные 90 –е года. Так что это за уникальные системы, которыми так гордиться, которые так бережет и ценит, помимо человеческого ресурса, сельхозпредприятие? «В далеком прошлом на всех полях сельхозпредприятия была орошаемая система. На некоторых работали «Кубани» – оросительные дождевалки, длина крыльев, которых достигает восемьсот метров. На малых площадях работали ДДА 100. Каналы, по которым ходит поливалки ДДА 100,которые можно видеть сейчас, это все удалось сохранить в небольшом количестве с советского союза. Даже трактора, которые роют каналы, чтобы могла пройти дожвалка, все сохранилось с тех времен» – рассказал о незаменимых «помощниках» главный агроном сельхозпредприятия Виталий Дмитриевич.
И, правда, после развала СССР, наступило время анархии, когда такие оросительные системы бездумно вывозились в неизвестном направлении и исчезали из хозяйства навсегда. Устинья Филипповна рассказывает, что если бы в момент реорганизации не удалось спасти и сохранить оросительные системы «Кубань», предприятие не смогло бы выжить.
«Я понимала на тот момент, что если предприятие рассыплется на части – мы не сможем сохранить уникальные оросительные дождевалки Кубань, И если все бросить, то ничего не останется – Кубань разберут, каналы по которым вода подается, разберут». Сейчас у сельхозпредприятия три оросительные системы «Кубань», которые орошают земли и позволяют добиться хорошего результата. Вода – это самое необходимое, что нужно земле для того чтобы дать хороший, богатый урожай. И разница, между орошаемыми землями и теми, которые не поливаются – поразительная.

Обслуживают эти ценнейшие для хозяйства дождевальные установки, операторы Виталий Иванович Евтухов и Михаил Федорович Нивня, а помогает им верный и трудолюбивый пес Волчок. Именно они занимаются ремонтом, обслуживанием, отвечают за сохранность и работоспособность установок.

А от труда, невероятной отдачи, любви к своему делу, профессии всех, кто работает в СПК «Россия», зависит дальнейшее процветание сельхозпредприятия. Как говорит Устинья Филипповна, она гордится тем, что у нее такие дружные и трудолюбивые работники, которые ценят каждый кусочек земли, каждый колосок, с мудростью относятся к прошлому и с
уверенностью смотрят в будущее. Именно поэтому она уверена, что СПК «Россия» сможет пережить все невзгоды, развиваться и процветать.
Алла Калинская
No comment yet, add your voice below!