Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пищевых продуктов» предусматривает внесение изменений в 17 документов. Новый закон «Об основных принципах и требованиях относительно безопасности и качества пищевых продуктов» содержит требования, которые есть в европейском законодательстве. Это база для построения новой системы безопасности пищевых продуктов в Украине, которая является гармонизированной с европейскими требованиями, – объяснила в комментарии сайту «24» заместитель руководителя Проекта «Совершенствование системы контроля безопасности пищевых продуктов в Украине», старший эксперт по вопросам европейского законодательства Яна Добидовская.
Заметим, что закон был подписан в апреле 2014 года. Но был отсрочен до 20 сентября 2015, чтобы наши производители могли подготовиться к его внедрению.
В Европе и у нас
В украинской системе контроль сфокусирован на готовой продукции, которую могут купить потребители. В Европе – на производстве, хранении, транспортировке. То есть, опасность продукта можно выявить еще до его попадания в супермаркет и магазин.
Кроме того, по новому закону ответственность за безопасность продукта возлагается не на государство, как было раньше, а на каждого оператора рынка – производителя, переработчика, перевозчика.
«У нас даже если и были определенные нормы и обязанности, которые возлагали на операторов рынка, то ответственность за нарушение таких норм была минимальной. Для оператора рынка было легче оплатить тот мизерный штраф, чем выполнять какие-то нормы. И механизм реализации также был не четко прописан. В Европейском союзе за нарушение требований законодательства по безопасности пищевых продуктов предусматриваются высокие штрафы, вплоть до заключения, если это повлекло за собой какие-то тяжкие последствия. Там оператор рынка четко осознает, что ему лучше выполнить требования законодательства, чем потом быть подданному санкциям», – объяснила Добидовская.
Также новое законодательство не отменяет понятие качества продукции, а даже расширяет его.
«У нас говорили «качество продукции». В Европе и мире на первое место ставится безопасность для человека. А качество – это уже категория коммерческая, рыночная: можно иметь 20 видов колбасы, она является безопасной для человека, но есть разная цена. И мы приходим и выбираем ту, которая нам доступна по нашим доходам. Она может быть разного качества. Но она безопасная. Это принципиальное отличие нашего прежнего подхода от европейского», – рассказал в комментарии сайту «24» руководитель направления «Развитие инфраструктуры» проекта USAID «Агроинвест» Николай Гриценко.
Что такое система ХАССП
HACCP (Hazard Analysis and Critical Control Point, украинская аббревиатура – ХАССП) – это система управления безопасностью пищевых продуктов. Она выявляет, оценивает и контролирует риски, представляющие серьезную угрозу безопасности пищевой продукции.
Внедрение и сертификация системы управления безопасностью пищевых продуктов на основе концепции ХАССП обеспечивает и дает предприятию возможность гарантировать выпуск безопасной продукции за счет систематического контроля на всех стадиях производства.
Для потребителя это залог того, что к его столу дойдет безопасная продукция, поскольку она контролируется на каждой стадии доставки от производителя к потребителю.
Как будут проверять операторов рынка пищевых продуктов
Госслужба по вопросам безопасности пищевых продуктов будет единственной, которая будет иметь право проверять производителей в плане безопасности продуктов питания. Эти полномочия забраны у всех других служб, в том числе – и у Государственной инспекции по вопросам защиты прав потребителей и ее подразделений.
«Компетентный орган должен приходить без предупреждения, чтобы обеспечить эффективность контроля. Но прийти он может только с унифицированным актом проверки. Там будут указаны все вопросы, которые может задать конкретному оператору рынка проверяющий. Эти вопросы будут в свободном доступе на сайте компетентного органа. Другие вопросы инспектор не имеет права задать. Каждый вопрос ссылается на норму законодательства. Операторы рынка будут категоризованы, каждому присвоена своя частота проверок. Эти механизмы уже разработаны», – рассказала Добидовская.
«Санкции и ответственность предусматривают достаточно жесткие штрафы. Если отсутствуют процедуры, основанные на принципах ХАССП, то для юридических лиц это до 70 тысяч гривен и закрытия производства», – отметила она.
Что получает производитель
Но этот закон содержит не только ужесточение требований для операторов рынка. Им ликвидируется много ненужных разрешительных документов, которые не существуют в Европейском союзе.
«Излишнее давление и административные препятствия ликвидируются, упрощается процедура получения эксплуатационного разрешения, четко устанавливается, где требуется разрешение, а где просто регистрация. Требования гигиены излагаются по-новому. В Европе существует гибкий подход – там разрешаются определенные функции, если ты докажешь, что продукт все равно будет безопасным», – заметила Добидовская.
Следуя требованиям ХАССП, производитель может управлять всеми опасными факторами, которые могут угрожать безопасности пищевых продуктов – предотвращать, устранять или минимизировать их; успешно проходить «аудиты поставщиков» торговыми сетями; повысить ответственность персонала и обеспечить понимание всеми сотрудниками предприятия первоочередной важности аспектов безопасности продукции. Кроме того, внедрение этой системы автоматически означает, что такой оператор рынка может претендовать на выход на европейский рынок.
Эксперты отмечают, что определенные затраты участники рынка пищевых продуктов могут понести. Сумма для каждого разная, не будет существовать универсальных схем разработки процедур. Главное — в каком состоянии является мощность. Чем хуже состояние, тем больше перепланировок.
Готовы ли мы «питаться по-европейски»
Как уже упоминалось, закон о новой системе контроля безопасности продуктов питания отсрочили на год, чтобы прописать необходимые подзаконные акты, и дать возможность подготовиться участникам рынка.
По мнению Николая Гриценко, производители пищевых продуктов подготовились к введению закона «никак». И ответственность в этом больше не их, а государства.
«В государстве не было сделано почти ничего. По этому закону должны были быть ликвидированы много контролирующих служб, и создан один государственный орган, ответственный за это. Этот орган только создан, и есть только руководитель и заместитель. И полноценного органа, который должен был действовать, сегодня нет. Органы государственной власти вообще молчали и не акцентировали внимание на этот закон. О нем почти год не говорили», – подчеркнул Николай Гриценко.
«Мы сталкиваемся с тем, что когда эти акты поступают из Государственной регуляторной службы, она отказывается их согласовывать. Там действительно подход не такой, как в Украине, но в этом и заключается гармонизация», – уточнила Яна Добидовская, добавив, что ее организация делает все возможное, чтобы необходимые нормативные акты все-таки начали действовать.
Николай Гриценко отметил, что проект «Агроинвест» также делает все от него зависящее: подготовили консультантов, выпустили методические рекомендации по внедрении системы ХАССП, рассчитанные на мелких производителей, поскольку их больше всего в том сегменте продукции, которая потребляется украинскими потребителями.
Нужна еще одна система
По словам Николая Гриценко, сейчас Украине для полной безопасности пищевых продуктов необходимо внедрение системы контроля первичного производства.
«В мире и в Европе есть еще одна система – Global GAP, это система безопасности первичного производства, выращивания продукции. Крестьяне, фермеры выращивают овощи, фрукты, животных. И никто не знает, что они сыплют в землю, где покупают агрохимикаты, как обращаются с этой продукцией, они, наконец, сами здоровые. За этим должна следить система Global GAP, начиная от контроля и учета закупки материально-технических ресурсов, их правильного использования, соблюдение санитарно-гигиенических норм при сборе урожая», – пояснил он.
«Сегодня самая большая проблема, чтобы подход был комплексный, от первичного производства до ее переработки и подачи на стол потребителю. На государственном уровне по Global GAP вообще речи нет. А на местном уровне – проекты технической помощи, в частности, наш. Мы уже в печать запустили методические рекомендации по Global GAP, адаптированные к простому некрупному фермеру. Мы проводим обучение. Но это точечно, как ростки», – заметил эксперт.
Когда система заработает
По словам Яны Добидовской, новое законодательство работает в режиме «шаг за шагом».
«Первый шаг был – когда приняли этот закон. Мы прошли пятилетний путь к этому. Там было лобби и сопротивление, особенно в части, что будет только один контролирующий орган. Прошли и период отсрочки. Но будет еще дальнейшее отсрочку. Например ХАССП начинает быть обязательным с 2017 года, затем 18 и 19-го. Там есть деление, в зависимости от мощности. У операторов рынка все еще есть время, чтобы это сделать. Гигиена новая вступит в силу со следующего года. Все продукты, которые были произведены до вступления в силу этим новым законом, могут находиться в обращении до окончания срока годности», – отметила она.
По мнению Николая Гриценко, государство должно на своем уровне завершить формирование системы государственного контроля за внедрением систем безопасности.
«Нет соответствующей политики. На местах люди мало знают, что это внедряется. Финансовых ресурсов здесь от государства не нужно. Нужно заниматься этим, обращать внимание, учить людей», – подытожил он.
No comment yet, add your voice below!